+7 (951) 672-69-30

Арт-терапия - развитие творческих способностей.

Термин «арт-терапия» возник из соединения двух понятий: арт (англ. Art – искусство, художественное творчество) и терапия (греч. Therapeia – забота, уход, лечение) = «терапия искусством»; впервые был представлен миру британским художником Адрианом Хиллом в книге «Искусство против болезней» .

Основные функции арт-терапии:

     - диагностическая;

     - психотерапевтическая;

     - психокорректирующая;

     - профилактическая;

     - социально адаптирующая;

     - творчески развивающая.

Арт-терапия функционирует в двух сферах феномена «искусство»: как процесс восприятия и переживания искусства и как практические занятия художественным творчеством, что позволяет на символическом уровне  выразить и исследовать самые разные чувства и эмоции.

Арт-терапия как исцеляющая практика оснащена собственной методикой (методы психотерапии: диагностирующие, оздоровительные, коррекционные, профилактические), использует возможности искусства для достижения положительных результатов на пути оздоровления и развития личности.

Это методы:

- активизирующие творческую способность человека;

- корректирующие эмоциональную чувствительность;

- способствующие развитию эмоциональной и интеллектуальной сфер личности;

- помогающие в социальной адаптации и творческом развитии личности.

         Эстетический компонент, т.к. творчество интегративно действует на личность в связи с эстетической природой восприятия, а переживание красоты и экстаза являются её проявлениями.

Виды арт-терапии:

- терапия образами в искусстве (визуальная терапия, переживание образов и событий в произведениях искусства);

- терапия творческим самовыражением (беседы о впечатлениях с разными  формами выражения собственных мыслей и чувств);

- ландшафтотерапия (прогулки, наблюдения, культурно-досуговые формы и аэротерапия – лечение и закаливание воздухом));

- изотерапия (продуктивная деятельность – лепка, рисуночная терапия, живопись, все виды графики, монотипии);

- музыкальная терапия (слушание музыки и упражнения со звуками, пение и музицирование на разных доступных инструментах);

- игровая терапия (сублимация в игре; маски и игрушки);

- куклотерапия (игра и создание кукол),

- драматерапия (развитие роле-игрового потенциала личности,  синтетический метод искусство-терапии);

- сказкотерапия (для психической коррекции: сочинение, рассказывание и пересказывание, ролевое разыгрывание, рисование, создание  бумажного и кукольного театра и др.)

- библиотерапия (креативное чтение с обсуждением; свободное самовыражение через творческое «писание» писем, стихов,  сочинений);

- танцевальная терапия (физио-пластическое раскрепощение в танцевальных импровизациях через восприятие музыки и ритмического счета);

- гимнастика (телесно-двигательная терапия, ощущение и осознание особенностей и возможностей своего тела);

- фото- и мультимедийная (интегративная терапия).

 

Арт-терапевтические методики:

- тестирование – применение рисуночных проективных тестов – графические методы диагностики: «Нарисуй дом снаружи и изнутри», «Нарисуй историю» - тест Р. Сильвер; «Цвет вокруг нас», «Кинестетический рисунок семьи» – Э. Холт, Д. Кайзер, Г. Ферс и др.

- вовлечение в деятельность и творческое самовыражение техника стимульного рисования, метод творческих заданий).

- психологический тренинг – «Сам себе арт-терапевт», рисунок «Город мечты», «Остров мечты», игра в «Родители», спонтанное рисование, сочинение историй в парах, «Изображение звуков» - рисование под музыку, рисование сновидений, рисунок «Я в прошлом», «Я в будущем», «Символическое послание», совместный коллаж, выразительные жесты и позы – «Живые скульптуры», галерея типов и образов и др..

- Лонгитюдное общение – длительное, периодическое общение. Общение через рисунки и послания. Сравнительный анализ состояний и результатов в длительном времени.

 


Возврат к списку